10 процентов роста
По данным Петростата, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге действуют порядка 323 тысяч субъектов малого бизнеса. Для 4,5-миллионного города показатель неплохой. Особенно, учитывая, что количество частных предпринимателей постоянно растет – в 2010 году их было на 10 процентов меньше.
- Оборот малого и среднего бизнеса за второе полугодие 2011 года составил 23 процента от общего оборота всех петербургских организаций, - отмечает директор Межрегионального ресурсного центра Владислав Расковалов.
Правда, качество этого оборота оставляет желать лучшего. Большая часть малых и средних предприятий (МСП) работают в сфере торговли – то есть, купли и перепродажи. Пока лишь 30 процентов из них ориентированы на другой род деятельности. Однако есть и положительная тенденция – по словам Владислава Расковалова, предпринимателей – примерно десятую часть всех действующих - начинают интересовать производство и сфера услуг.
Кредиты дают не всем?
Одной из самых острых проблем частного предпринимательства эксперты считают нехватку финансирования. Несмотря на то, что кредитование малого бизнеса в последние годы вошло в число задач государственного уровня, получить кредит на начало собственного дела непросто.
Немногие банки сегодня поддерживают стартапы, опасаясь рисков. Но некоторые — в том числе Сбербанк - готов кредитовать стартапы, выбранные из портфеля бизнес-моделей с участием франчайзинговых компаний в сфере услуг для населения.
Чтобы получить кредит, бизнесмену нужно доказать свою состоятельность, продержавшись на рынке без внешней поддержки хотя бы три месяца. Хотя определенный резон в этой логике есть: по-настоящему активный человек найдет средства и способы проработать первое время. Связано это и с тем, что многие бизнесмены на начальном этапе своей деятельности предпочитают работать по так называемым серым схемам, не показывая прибыль полностью. Только освоив рынок, они приходят к мысли: честная работа может быть не менее, а иногда и более выгодной, и выходят из тени.
Зато уже состоявшемуся бизнесу получить кредит значительно проще. Поддержать деньгами прибыльное дело готовы и банкиры, и государство. Бизнесмены, по словам представителей банков, это ценят.
- Предпринимателям сегодня есть из чего выбрать, - говорит директор управления продаж корпоративным клиентам Северо-Западного банка Сбербанка России Людмила Козяк. – В нашем банке сейчас порядка 13 унифицированных продуктов для малого бизнеса. Сроки по кредитованию достигают 10 лет. Наиболее востребован на рынке кредитный продукт «Доверие», ориентированный на предпринимателей с годовой выручкой до 60 миллионов рублей.
Чаще всего, по данным банков, кредиты берут представители сферы торговли – на пополнение оборотных средств.
- За прошлый год портфель кредитов, выданный представителям малого и среднего бизнеса, вырос на 25 процентов, - подчеркивает начальник отдела системных продаж Дирекции корпоративного бизнеса Банка «Санкт-Петербург» Павел Гордт, - и это неудивительно. Сегодня, когда кризис уже полностью закончился, малый бизнес начал активно развиваться. И он нуждается в поддержке. А для нас это – одно из стратегических направлений деятельности.
Поддерживает бизнес и государство. Бизнесмены, которые не могут взять кредит в банке из-за недостаточного залога или отсутствия поручительства, частенько обращаются в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. Если кредит нужен некрупный – до миллиона рублей, Фонд может дать предпринимателю взаймы сам. Если же денег нужно больше, зачастую выступает в качестве поручителя.
Нет ни времени, ни денег
Однако, по словам самих частных предпринимателей, дела обстоят не столь радужно. Как рассказал директор выставки недвижимости в СКК Александр Пудиков, в реальности взять кредит не так просто, как кажется. Во-первых, информации о кредитных продуктах бизнесменам катастрофически не хватает. Ведь у них редко когда есть время рыскать по сайтам и выбирать самое выгодное предложение – дел у предпринимателя хватает. Во-вторых, зачастую подсчеты по выплатам кредита, которые ожидает бизнесмен, отличаются от выплат, которые предлагает ему банк. В такой ситуации предприниматели обычно предпочитают не разбираться в деталях, а просто ищут другие источники финансирования с более понятной системой выплат.
А потом снова обращаются в банки, - не соглашается начальник Управления малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала «Промсвязьбанка» Александр Хайкинсон. - К примеру, наше предложение «Кредит на кредит» довольно востребовано среди предпринимателей. Оно подразумевает целевое кредитование на погашение кредита, взятого в другом банке, где процентные ставки или другие условия, например, сроки кредитования, хуже, чем в нашем банке.
Еще одной бедой представители малого бизнеса считают нехватку специалистов на рынке. И здесь получается замкнутый круг. Из-за низкой производительности труда работники не получают высоких зарплат. Как следствие, их покупательная способность тоже невысока. А это, в свою очередь, отражается на обороте бизнеса.
- Буквально пару месяцев назад в Петербурге проходил съезд строителей, - рассказывает Александр Пудиков, – и выступавший там профессор подсчитал: если бы производительность труда в Европе была такой же, как в Петербурге, среднестатистический европеец обеднел бы на 70 процентов!
Целевое обучение специалистов и бизнесменов в Петербурге есть. Например, в Межрегиональном ресурсном центре существует немало обучающих программ – в том числе, и для руководителей. Но беда в том, что занятый выживанием бизнес о них практически ничего не знает.